Методология

Социальная реальность меняется…

Фундаментальный тренд современного развития общества – смена форматов коммуникации и главенствование социальных медиа. Именно всеобъемлющий охват социальными медиа всех сфер жизни и тотальное проникновение во все социальные группы населения позволяет говорить о смене методов изучения социальной реальности в целом и формировании новых альтернативных (взамен традиционных опросных) способов исследования общественного мнения.

… меняются и методы изучения социальной реальности.

Можно констатировать, что методы изучения общественного мнения путем анализа высказываний людей в социальных медиа становятся главными и основными. Появление любого нового знания опирается на предшествующий опыт и практику, развитие нового научного направления в исследованиях общества, безусловно, должно опираться на существующий методологический фундамент точных наук, статистики (законов Чебышева и Бернулли) и ряда социологических практик, а также на широкое поле экспериментов.

Не спрашиваем несколько респондентов, а внимательно слушаем массы людей

В опросных технологиях общая методическая схема выглядит так: социолог задает респонденту вопрос и получает ответ. В новой реальности исследования общественного мнения в социальных медиа мы фактически получаем поток сознания людей, передающийся в текстах и образах. Потребовалось создать соответствующие инструменты, чтобы выделять в миллионах публичных мнениях необходимые тематические суб-потоки, и уже из этого материала собирать новые аналитические конструкции. Говоря иносказательно, мы не спрашиваем людей — мы слушаем их мнения. Современные технологические решения позволяют не просто слышать людей, а в режиме реального времени вычленять из общего потока высказываний необходимую тематическую информацию, систематизировать, анализировать, и на этом фундаменте — прогнозировать настроения общества.

Важной особенностью в формировании нового направления исследований являются фактически неограниченные возможности. Если апробация новой методики опроса face-tо-face сразу ставят перед социологами временнЫе ограничения, связанные с затратами времени и прочих ресурсов, то исследования в социальных медиа лишены подобного рода дефицита. Наоборот, применение современных технологий анализа Big Data позволяют выявлять все новые и новые знания, взаимосвязи, инсайты.